Процесс строительства аэропорта в Экибастузе достоин, конечно же, отдельного романа. Сначала запланировали небольшой аэропортик для местных авиалиний со взлётно-посадочной полосой в 1800 метров. Прямо по ходу строительства, как это нередко тогда бывало, в дело вмешался тогдашний первый секретарь экибастузского горкома КПСС и своим волевым решением приказал делать полосу под большие самолёты.
Сделали её, как в Павлодаре – аж на два с половиной километра! Естественно, что на это угробили все отпущенные на этот аэропорт деньги, и стройка встала. Голая полоса простояла в Великой Казахской Степи ещё несколько лет, пока постепенно не нашлись деньги на маленькое здание аэровокзала, потом на автономную котельную (от города 16 км – теплотрасса ещё дороже выйдет!), потом на всё остальное. На лампочки вдоль ВПП и средства радионавигации денег уже не было и аэропорт запустили в эксплуатацию так, как есть, в 1986 году. Спасало то, что «Ту-134» садился и без радионавигации, по наводке штурмана, находящегося в его «стеклянном» носу. Но полосу в этом случае, согласно книге по устройству этого типа лайнера, должно было быть хорошо видно с расстояния минимум в 400 метров по дальности и 130 метров по высоте. Более мелкие самолётики тоже могут обойтись без радиопривода.
Самолёты летали только в светлое время: зимой – с 10 до 15 часов, летом – с 8 до 18 часов. Рейсов было не так уж и мало. «Ту-134» Алма-Ата – Москва и обратно ходил летом пять раз в неделю, зимой четыре раза. «Як-40» – где по два раза в неделю, а где и по четыре – ходили в Джезказган, Ташкент, Новосибирск, Свердловск. Ежедневно крутился «Ан-2» из Павлодара в Караганду. Если рейс вдруг где-то задерживался так, что в светлое время прилететь не успевал, его тут же переносили на следующие сутки. А два раза мы вообще прилетели вместо Экибастуза в Павлодар.
Летом 1989 года над всем Северным Казахстаном при жаре почти под сорок стоял густой сизый туман с копчёным запахом. Сквозь туман просвечивало вишнёво-красное солнце. Под Тюменью горела тайга, а весь дым сносило в нашу сторону. Начальство экибастузского аэропорта не смогло принимать рейсы в таких метеоусловиях и отправило самолёт в Павлодар, где была оборудована вся положенная радионавигация, а само наняло бегом два междугородних автобуса. Всем пассажирам, и прилетевшим, и вылетавшим, касса Аэрофлота выдала по 5 советских рублей – тариф на «кукурузник» рейса Павлодар-Экибастуз, а водители автобусов содрали с нас только по трояку. Желающим, кстати, сразу давали билеты на этот «Ан-2», но тогда надо было оставаться до утра в Павлодаре – нашлось, кстати, трое желающих переночевать.
Народ с билетами на этот рейс от Экибастуза погрузили и повезли в павлодарский аэропорт. А прилетевшие и транзитные сидели в Павлодаре, и ждали почти три часа, пока этих орёликов привезут. Тех привезли, а нас погрузили в эти же автобусы и повезли в Экибастуз. Весело было... Приехав в 2 часа ночи в Экибастуз, мы поймали на автовокзале таксиста из... Кустаная (полторы тысячи километров оттуда)! Им оказался пожилой армянин на «Жигулях-тройке» с чёрным советским номером «16-73 кщц». И я, когда сел в машину, сказал: «Далеко же вы, отец, забрались подкалымить, из Кустаная-то!» На что водитель обрадовано ответил: «Вай, маладэс, малшик! Хот одын сказал, что Кустанай, а то все говорят – Кышыньов...»
Осенью того же года вылет рейса в Экибастуз вдруг стали задерживать. Чисто по-аэрофлотски, естественно: на два часа, потом ещё на два, ну и так далее. Мужики матерились – ну уже отложили бы сразу на сутки, и не пудрили мозги. Но нет – ночью нас посадили таки в самолёт, и стало ясно, что полетим не в Экибастуз. Так и вышло: приземлились в Павлодаре, но ждать ничего не пришлось – пассажиры из Экибастуза уже были там. Денег на этот раз павлодарская касса возвращать не стала – вон вам автобусы и езжайте!
Оказалось, что самолёты летают мимо Экибастуза уже месяц! А мой друг, прораб из павлодарского «Электросредазмонтажа» Толик Мазепа со своей бригадой, делавшей до этого электрическую разводку в новостройках Экибастуза, всё это время пашет в аэропорту на установке тех самых недостающих лампочек вдоль ВПП! Причём пашет в самом буквальном смысле – основная часть времени ушла как раз на то, чтобы прорыть траншеи под кабель вокруг всей взлётной полосы. Лампочки оказались какие-то крохотные, не такие, как в нормальных аэропортах – Толик сказал, что это комплект светильников для резервных военных аэродромов.
Ну что, через полтора месяца они там всё сделали. Вечером, часов в восемь, когда окончательно стемнело, зажгли эти лампочки, за рулём пустого «Як-40» прилетел из Павлодара лично командир авиаотряда, смог приземлиться, и в здании аэропорта подписал акт о выполненной работе. Самолёт через полчаса улетел обратно, а в аэропорту случилось грандиознейшее гульбище...
Самолёты, однако же, летать в Экибастуз по ночам так и не стали. А в 1994 году они перестали туда летать вообще...