Бабка с кошёлками в каждой руке металась у начала «зебры» несколько минут, прикидывая, стоит ей бежать через дорогу, или нет. На другой стороне главной устькаменогорской улицы стоял супермаркет, а посередине её лежали рельсы трамваев, шедших на станцию Защита. Увидев старую, я на всякий случай стал притормаживать заранее. Естественно, что когда от пешеходного перехода до моей машины оставалось всего метров десять, бабка рванула стометровку. Я вдал по тормозам.
Она добежала до трамвайных путей, и я только собрался трогаться с места, как сзади раздался громкий «джалдах»! Мою бедную машинку перенесло через «зебру» в одно мгновение – благо там больше никого не было. Мы с Игорем Жгутовым ехали в сторону Предгорного, ловить на фотоаппараты в красивом месте на берегу Иртыша пассажирский из Астаны в Лениногорск, до которого оставалось чуть больше часа, и я уже подумал: «Всё, приехали!»
Сзади оказалась праворульная «Корона» с дедом-пенсионером за рулём. Это же вам не Украина, а Казахстан – «Запорожцы» остались в далёком прошлом. Её капот и передние крылья разошлись в разные стороны, но у своей машинки я сначала не увидел никаких особых повреждений! Всё-таки у меня под бампером была укреплена конструкция крепления фаркопа, оставшаяся от прежних хозяев. И хотя самого фаркопа не было, «Тойоте» хватило. Взяв с деда стольник баксов за подряпанный бампер (а вдруг у него сын тоже не директор птицефабрики, а командир отряда «Беркут»?!?), я рванул в сторону Предгорного – до поезда оставалось всего ничего...
Неприятности начались потом. Сначала не захотела открываться дверь багажника. Дёргать за ручку было бесполезно – замок встал колом. Через пару часов езды по восточно-казахстанским дорогам он внезапно стал открываться, но загорелась лампочка, что одна из дверей машины как будто открыта, и уже не гасла. Очень туго стала открываться и закрываться левая задняя дверь. И вдруг все внутренности моей бедной машинки начали сыпаться одна за другой. Забарахлил стартер. Вспотел маслом низ двигателя. Перегорела пара лампочек габаритов и поворотов. Начал грохотать глушитель...
Куда пойдёшь в незнакомом городе? Я даже мельком не видел в нём автомастерских, к огромному числу которых привык в своей Алма-Ате. Решил, что ещё два устькаменогорских дня, и до дому моя машинка добежит. А там ей уже будут доктора из автосервиса Валерьича в самом лучшем виде – спецы покруче столичных. Ещё на два дня фотоохоты, в том числе на путешествие через Осиновский перевал туда и обратно подраненный «Субаричек» перенёс великолепно, и после обеда четверга мы рванули домой.
Автодорога из Усть-Каменогорска в Жангиз-Тобе оказалась, на удивление, не убитой. Дальше до Аягуза пошли ямы. Влетев в него к шести вечера, мы совершенно спонтанно решили на ночлег здесь не останавливаться и катиться себе дальше, покуда хорошо едется. А чтобы веселее было ехать, мы наскоряк придумали лозунг: «Донеры ждут нас!» Дело в том, что в соседнем с моим домом в Алма-Ате настоящие турки, приехавшие из настоящей Турции – не наши местные! – готовили совершенно шикарные донеры. Нравившиеся всем – и моей семье, и заезжим гостям из России. Жгутову в том числе.
По самому Аягузу устроили ремонт дороги, и машины пустили в объезд по жутким буграм и ямам между ремонтируемым шоссе и забором какой-то войсковой части. Да ладно бы, если просто забором! Сволочи в погонах проложили на землю на приличном расстоянии от своего забора спиральную колючую проволоку, даже не подумав на время ремонта дороги отодвинуть её хоть немного к своему забору! В начинавшихся сумерках крутись, как хочешь – слева высокая насыпь ремонтируемой дороги, справа колючка, а посередине – ямы и бугры величиной с «Жигули». Всё это вдобавок между грузовиками-фурами в обе стороны, в пелене густой пылищи, посвеченной ближним светом фар. Я искренне пожелал, чтобы горе-командир этой войсковой части там все свои покрышки на своей же колючей проволоке и оставил.
Окончательно стемнело, когда мы повернули с трассы на Урджар в промежуток между озёрами. Свет фар и подсветки приборов периодически то горел очень тускло, то вдруг снова становился нормальным. Что вообще происходило, я не понимал, но никакая сигнализация на приборной панели не загоралась. Мы заправились на учаральской развилке и рванули дальше на трассу. Мы специально решили не ночевать больше в этом Аягузе, а постараться к двум часам ночи быть уже дома в Алма-Ате.
Щас! Разбежались! Мы не отъехали и двух десятков километров от какого-то очередного села, как свет фар вдруг потух окончательно, вдобавок стрелки спидометра и тахометра встали по нулям! Но машина-то ехала, причём со скоростью километров в полсотни! Испугавшись, что что-то коротнуло так, что ещё вдруг полыхнёт, быстро остановились на обочине, выключили зажигание и откинули массу с аккумулятора.
Включили фонарь, полезли в движок, ничего там особенного в темняках не разглядели, но самое главное, что палёным нигде не пахло. Я пошёл и поставил в тридцати метрах сзади красный треугольник аварийного знака. Зацепил сверху за рейлинги масенький фонарик, светивший в одном из режимов переключения красными светодиодами. Второй фонарь, посильнее, с белыми светодиодами, я пристроил перед лобовиком. Водилы встречных и попутных машин уже должны были нас даже в этой темноте увидеть.
Игорь включил смартфон и принялся искать по интернету телефоны талдыкурганских эвакуаторов. Позже окажется, что проедь мы вперёд ещё какой-то километр, и зоны действия сети бы уже не было! Поисковик в телефонном браузере любезно выдал нам несколько номеров. Мы принялись звонить. Первый эвакуаторщик сказал, что занят другим заказом. До второго не дозвонились. Третий мялся-мялся, потом сказал, что выезжает за нами. Но через пятнадцать минут вдруг перезвонил и сказал, что у него самого сломался генератор... Оставался четвёртый, и тут нам повезло: мужик мало того, что оказался не в самой Гавриловке, а гораздо ближе, в Сарканде, так ещё и немедленно согласился за нами выехать!
СПАСЕНЫ!!! Донеры ждут нас!
Он появился где-то через три часа. Дизельный грузовичок «Мазда», у которого передние колёса под пилотской кабиной были, наверное, почти в два раза больше задних колёс в диаметре. Бедненькую мою машинку взгромоздили на платформу и поехали потихонечку в Талды-Курган. Причём оказалось, что чуть впереди на трассе стоит ещё одна сломавшаяся легковушка, но пытается починиться своими силами, а эвакуаторщик чуть не принял их за нас.
Ночь. Кривая узенькая дорога. Миллиард ярчайших звёзд над головой. Иногда промелькнёт посёлок с непременным ярко-освещённым прилавком, полным укутанных тёток, яблок и мёда. Эвакуаторщик, кстати, удивил меня тем, что ни в одном таком посёлке в три-четыре часа утра не пытался сбросить скорость до шестидесяти (мы ехали где-то под девяносто). Впрочем, почему нужно было этому удивляться? Они же местные, с номерами на «Б» (Алма-Атинская область)... Заправились в Сарканде, чешем дальше.
Глазки слипаются, под мерный гул эвакогрузовичка начинаются такие, яркими цветными обрывками, провалы в секундные сны... То вдруг я живу в какой-то гостинице, и меня усиленно ищет кинорежиссёр Фёдор Бондарчук, но я почему-то не хочу с ним встречаться... То вдруг вижу, что мужики затаскивают зачем-то на крышу соседней девятиэтажки небольшой реактивный пассажирский самолёт, типа «Гольфстрима-550», он у них падает оттуда, они его снова затаскивают на эту крышу, он снова падает, но теперь уже разваливается при этом на части... То вдруг достаточно низко над городом плывёт на связке метеорологических шаров-зондов мёртвый мужик в шляпе и плаще, подвешенный на эти шары за шею... То вдруг я лихо еду на своём «Субарике» по астанинскому проспекту Победы, но вдруг натыкаюсь на обычные для этой улицы огромные ямы теплотрассовых раскопок...
В Талды-Курган мы заехали к пяти утра. Водитель эвакуатора мало того, что рассказал нам про одного из самых крутых здешних автоэлектриков, но ещё и привёз нас на его базу. Сонные охранники таки открыли нам ворота, мы проехали внутрь и стащили бедненького «Форестера» назад на грешную землю. Расплатились невообразимой смесью из долларов, русских рублей и тенге – кто бы там в пять утра искал обменник? Эвакуаторщик уехал, а мы забрались в ледяную машину и попытались уснуть...
К девяти утра всё пространство вокруг нас оказалось забито всевозможными машинами. Вскоре выяснилось, что мы попали на автобазу бывшего Талдыкурганского Обкома КПСС, и даже теперь, по прошествии стольких лет, это место всё равно считалось у местных чуть менее крутым, чем яйца. К электрикам уже ломилась огромная толпа, я кое-как просочился в бокс и взмолился, что нас ночью привезли с трассы на эвакуаторе!
Большинство народа, правда, оказалось записано сюда в очередь ещё вчера-позавчера. Тем не менее один из спецов пошёл к моей машинке. Ремонт, как того и следовало ожидать, был настолько прост, что занял всего две минуты! Оказалось, что с клемм генератора подвыдернулась фишка с проводом (чего мы в темняках с фонарём не увидели), и мы тарабанили около сотни километров на одном аккумуляторе, изрядно его посадив. Он же периодически на каких-то ухабах у нас подключался, но ненадолго. Но, поскольку в этой же фишке находился и контакт сигнальной лампы отказа генератора, эта лампа на приборном щитке у нас и не зажигалась!
Гораздо дольше, почти час, нам заряжали аккумулятор, чтобы машинка завелась. Абсолютно не соображая, в какой части города мы находимся, двинулись наугад по каким-то улицам, выбирая пооживлённее, и таки попали на узнаваемое по окрестностям место у выезда из города на аэропорт. Местоположение определилось и мы покатили к выезду из Гавриловки на юг. Проскочили Совхоз Кировский, и недалеко от железнодорожной станции Тентек нашли работавшую автомойку. Пока нам отмывали лобовик от кладбища всевозможных перепончатокрылых, мы обошли ближайшие окрестности в надежде найти заведение с чайником горячего чая. Это оказалось бесполезным и, несолоно хлебавши, но зато на чистой машинке, мы вновь выкатились на трассу.
Донеры ждут нас!
Подъезжая к Досу, мы увидели, как со стороны Балгалов за горку ушла китайская маневрушка с каким-то дорожно-ремонтным агрегатом. Быстренько слетели под виадук и вскоре дождались этого рабочего поезда – на виадуке, на высоте «семь тысяч над Землёй», он смотрелся шикарно...
Ближе к Заречному мои глазки начали катастрофически слипаться! Чтобы не убаюкаться на ровной муторной трассе, я свернул на Жетыген и на старую дорогу. Естественно, что в Дмитриевке, Энергетическом и Покровке пришлось изрядно повертеться, но зато сонливость как рукой сняло!
Никто, разумеется, к началу учебного года раскопки теплотрасс вдоль Дзержинского и не подумал закончить. Фурманова поэтому оказалась забита вверх вообще непроездной пробищей, но не лучше оказалось и на Коммуне – от Ташкентской до Абая мы ползли вверх около часа. Пока собирали по всей машине и таскали домой всё шмутьё, прошло ещё почти столько же. И донеры дождались нас только к четырём часам дня. Взяли пару литров разливного пива, донеров, пообедали и упали. Сил, чтобы проснуться и поехать к вечеру по шашлычкам, у нас уже не нашлось...
Любишь кататься – люби и саночки возить! Скрепя сердце, я повёз свою машинку по «докторам». Первым делом оказалось, что её хвостик нужно вытягивать. Конструкция фаркопа была прикреплена за лонжероны, которые от удара искривило. Какие там сто долларов с устькаменогорского пенсионера?!? Я заплатил за вытяжку пятьсот! Но, правда, тут же перестал грохотать глушитель и стали нормально открываться задние боковые двери. Но на этом же не кончилось! Пришлось менять пружину левой передней рессоры, стартер, снимать коробку для замены потёкшего сальника, чинить выключатель в замке задней двери, чтобы погасла индикация открытых дверей...
Вскоре я уехал на неделю в командировку, а за это время в родном дворе в крыло моей бедной машинки въехали ещё раз! Кто-то так хорошо сдавал задом, что приложился явно круглым и явно пластиковым бампером к левому переднему крылу! Представляю, как громко плача на весь двор звал меня мой «Субаричек», а я был в тысяче километров от него... Ну да ладно – приехал, починил и это.
Утешило только одно: фотки с восточно-казахстанского путешествия получились шикарнейшие! Искусство требует жертв...