Люди, переехавшие в своё время вместе с нашей национальной компанией из Алма-Аты в Астану, постепенно стали находить себе новые места работы и увольняться, большей частью возвращаясь обратно в Южную Столицу Казахстана. На их место стали приходить новые сотрудники, причём некоторые из них были тоже не из Астаны. Так у нас в коллективе появились павлодарец Рашит и жительница Экибастуза Асима Магруповна. В Астане они жили на съёмных квартирах и комнатах (Рашит – как раз у меня), и на каждые выходные мотались в свои города.
Мне давно уже хотелось снова побывать и там, и там – тем более, что уже опять с новым фотаппаратом, на сей раз зеркальной цифровой камерой «Сони-Альфа А100К». Я искренне надеялся на то, что после предыдущей «железнодорожной» экскурсии по этому городу, случившейся три года назад и закончившейся в экибастузском ГУВД, местная полиция успела меня подзабыть, и решил упасть «на хвост» Рашиту. Тем более, что он на сей раз собрался домой вместо поезда на собственной машине, и оплата части расходов на бензин была ему весьма кстати.
Накануне, 28 августа, мы отмечали на работе день рождения одного из наших сослуживцев, головушка наутро побаливала весьма ощутимо, и я с трудом дождался окончания предпраздничного рабочего дня, тем более, что сокращённые предпраздничные дни в нашей организации почему-то не практиковались. Ещё в обед мы с Рашитом сбегали домой и заранее собрали вещи.
Пора было отправляться в дальнюю дорогу, но мой крайне измученный «нарзаном» организм срочно требовал элементарного восстановления «кислотно-щелочного баланса». Бутылочка «Журавлей» из близлежащего продуктового магазинчика пришлась как нельзя кстати, но вот только нормальной закуси к этой бутылочке в этом масеньком «супермаркете» не нашлось. Пришлось купить плитку тёмного шоколада.
Вы когда-нибудь пробовали закусывать водку шоколадкой?
Надвигался самый святой для Асимы Магруповны, отработавшей до этого не один десяток лет на экибастузском угольном разрезе «Богатырь», праздник – День Шахтёра. По первой мы с ней накатили, едва Рашит только начал выруливать на «взлётку» – почти забитую пробками астанинскую улицу Богенбая...
После второй полегчало. Валитов тем временем заскочил под «горбатый» мост на автозаправку «Гелиоса» и, остояв очередь, залил полный бак. Проскочив уже закрывавшиеся к этому времени оба базара, мы вылетели на павлодарскую трассу, и стрелочка спидометра рашитовской «Хонды-Аккорда» плавно поползла к ста двадцати...
До темноты мы успели доехать до Ерментау. За одним из придорожных кафешников притулилась заветная деревянная будочка, которую мы не преминули посетить. Через несколько минут полетели дальше. Рашит перевалил через горушки между Ерментау и Улентами и тогда уже окончательно стемнело.
А нам-то с Магруповной что?!! Мы плавно, по «писярику», докушали «Журавликов», когда впереди замаячили огни Чидертов. Справа по железной дороге нам навстречу вдруг просквозила ярко освещённая, но абсолютно пустая электричка! Я удивился: никакого пригородного сообщения в этих краях и в помине никогда не было?!! Позже оказалось, что электропоезда ходили из Ерментау на размен в Экибастуз, где им делали ТО, порожняком. Скоростного рейса 801 Астана – Павлодар тогда ещё не было.
Нурлан, супруг Асимы, ждал её на другой машине перед развязкой нашей трассы, по которой сверху проходила автодорога из Экибастуза на обе ГРЭС, электроподстанцию-«миллионку» и Солнечный. Остановились буквально на пару минут, поздоровались с человеком, и Магруповна пересела к мужу. Мы поехали дальше.
«Хонда-Аккорд» понятное дело, что не маршрутный автобус: через какой-то час Рашит уже залетал на мост через Иртыш. Покрутившись по Павлодару, мы уже в кромешной тьме подъехали к его дому. Пять часов – с такой скоростью я из Астаны в Павлодар ещё ни разу не ездил. Мама Рашита тётя Света приготовила на ужин восхитительнейший бешбармак, после которого Рашит со своим отцом, дядей Тагиром, ещё смогли сесть и смотреть до четырёх утра футбол с выигравшим суперкубок «Зенитом», а я не выдержал и упал в койку...
Утро началось с визита к жене Рашита, которую уложили на «сохранение» в областной Перинатальный центр Павлодара – ей было скоро рожать Амирку. Дядя Тагир отвёз нас всех туда на машине и примерно через час, когда барышню позвали под очередную капельницу, Рашит повёл меня по городу для показа местных достопримечательностей.
О первой из них я, к своему немалому удивлению, ни разу до этого не слышал, хотя и был в Павлодаре несчётное количество раз: буквально в полутора кварталах от вокзала, прямо посреди обычного, казалось бы, жилого двора стоял огороженный со всех сторон высокой металлической сеткой железнодорожный вагон. Это был бронированный шестиосный салон-вагон номер «Ц-4», видимо ещё довоенной постройки, притулившийся между коттеджем, в котором жил бывший начальник Павлодарского отделения Целинной ж. д. Аби Саркыншаков, и двором павлодарской отделенческой железнодорожной научно-технической библиотеки.
Он стоял на отрезке пути, уложенном на железобетонные шпалы, и в своё время был «членовозом» для Саркыншакова. Причём местные уверяли, что изначально это был вагон не менее, как самого Сталина. Пока я сделал пару-тройку снимков, Рашит рассказал, что перед тем, как это чудо железнодорожной техники приволокли БТРами на это место, с его днища листы брони срезали, иначе его бы сюда не дотащили. Его супруга, работавшая до этого на одном из местных телеканалов, объяснила, что Саркыншаков ни разу не пустил внутрь этого вагона ни одного журналиста, и поэтому никто не знает, что у этого салон-вагона внутри... Первая статья об этом чуде железнодорожной техники в газете «Время» только на следующий год.
Накатив вкуснейшего местного пивасика в одной из околоавтовокзальных кафешек, мы пошли в сторону Иртыша. На улице было почти под тридцать градусов, солнышко, три часа дня, суббота, праздник – День Конституции – однако же я сильно удивился, когда городской павлодарский пляж на Иртыше вдруг оказался абсолютно пуст! При том, что вся остальная набережная была запружена гуляющим и отдыхающим народом...
Ближе к вечеру Рашит поскакал на встречу со своими давнишними друзьями, объяснив мне, где они будут. Я же, чуть подождав окончательной темноты, решил сначала проехаться до железнодорожного вокзала и снять там несколько ночных кадриков. Сев в трамвайчик, которые в Павлодаре ходили чуть ли не всю ночь, и быстро добравшись до станции, я оказался на абсолютно пустом перроне. Никаких поездов не было, и лишь в центре станции, прямо напротив пассажирского здания, на пятом или шестом пути от него, слиплось в кучку несколько экибастузских и астанинских электровозов.
Пройдясь по пустынной платформе второго и третьего путей, я достал штатив, снял сначала кадрик самого здания вокзала, изящно светившегося через свои синие оконные стёкла, а затем стал пытаться снять стоящие электровозы, светившиеся кое-где кабинами и буферными фонарями. Кадрик никак не удавался – «Альфа» отказывалась наводить по этим тусклым огонёчкам автофокус. Я сделал уже пять или шесть кадриков на разной выдержке и глубине резкости, когда до меня вдруг решил докопаться какой-то местный «ВЖДО-шник».
Молодой паренёк в форме начал втирать мне, что там, где стоят локомотивы, уже охраняемый им парк, и ничего снимать нельзя. Поскольку он ну вот абсолютно не был похож на банального вымогателя, а действительно пытался тут что-то сторожить, я (продолжая делать по ходу кадрики) попытался разъяснить несчастному, замордованному своим начальством человечку, что у нас на самом деле написано в Законе о СМИ и Административном Кодексе страны. Что там мне никто и ничего снимать на этой железной дороге не запрещает! Но парнишка упорно стоял на своём и последнее, что я ему сказал, было: «Братишка, если я оказался бы человеком на редкость кровожадным, я бы тупо подал на тебя в суд. И судье при рассмотрении этого дела твои должностные инструкции, непонятно кем и как написанные, будут до фонаря!»
Но до этого человечка, похоже, не доходило. Впрочем очередной кадрик с этими электровозиками у меня вдруг получился – и по освещённости, и по резкости. Я спокойно сложил в чехольчик штатив и пожелал на прощанье этому «ВЖДО-шнику» объяснить своим начальничкам, что в Астане, с её видеокамерами над каждым перроном, никто из «служивых» фотографов не трогает...
Рашит между тем уже как минимум пару часов резался со своими кентами в бильярд в ночном клубе. Вскоре, опять же на трамвайчике, я был там. И без того оригинальное по своей архитектуре здание бывшего кинотеатра «Баянаул» на павлодарской улице Кутузова кинотеатром быть перестало, и теперь в нём были ресторан, бильярд, боулинг и дискотека, полная молоденьких девочек. Развлечения на любой вкус и на всю ночь! Здание снаружи было ярко и оригинально-разноцветно подсвечено, а у самой дороги стоял светящийся макет огромной белой кегли.
Вход в заведение стоил 200 тенге. Кружка пива – 120. Палочка обалденного шашлыка из свинины 400 тенге, из баранины – 450. Час боулинга – 500. Час бильярда – 400. На 30 долларов США можно было гулять всю ночь! Боже, ну жили же люди хоть где-то по-человечески, а не так, как в этой самой Астане?!!
Самое интересное состояло в том, что с официантами нужно было расплачиваться не наличными, а электромагнитной карточкой с пополняемыми суммами, которую выдавали при входе и забирали при выходе. Внеся на карточку чуть больше трёх тысяч тенге, я к двум часам ночи при выходе из сего заведения даже получил на «ресёпшене» какую-то сдачу...
К вечеру следующего дня Рашит с отцом собрались ехать на открытие охотничьего сезона. Я же решил сгонять в Ермак, где не был лет, наверное, уже с десяток. Во времена СССР туда ходило два пригородных поезда и несколько рейсов на самолётике «Ан-2» в сутки. Во время навигации по Иртышу туда два-три раза в час уходили скоростные теплоходы, а зимой Речной вокзал Павлодара превращался в автостанцию, с которой в Ермак ходили автобусы.
Теперь, когда Ермак стал называться Аксу, пригородный поезд стал ходить через него только один раз в два дня. К нему, правда, добавилась парочка транзитно-пассажирских поездов, но тоже не ежедневных. Самолётов и теплоходов больше не было: их убила беспросветная жадность «горюче-смазочных» спекулянтов. А маршрутки стали теперь ходить прямо от железнодорожного вокзала Павлодара, основавшего у своих перронов автостанцию, расположенную ровно в двадцати шагах от «основного» автовокзала. Вообще-то у этих маршруток существовало расписание, но на самом деле они отправлялись по мере заполнения салона.
Когда я подошёл к посадочной платформе, в очередной из них оставалось всего два свободных места. Тут же пришла кондукторша, продала всем пассажирам по билетику, заранее отпечатанному на каком-то компьютере, и мы поехали. Современная маршрутка на Ермак шла быстро. В отличие от советских «речновокзальских» автобусов, заезжавших в своё время внутрь Ленинского, наш микроавтобус быстро проскочил по трассе до последней «ленинской» развязки, свернул на неё, и всего через полчаса мы домчались до поворота в посёлок ГРЭС. Там я и вышел.
Мост автомобильной дороги над железнодорожным полотном оказался разобран на ремонт. Кое-где уже стояли опоры нового моста, возводимого в этом месте, а машины ходили через охраняемый железнодорожный переезд со шлагбаумами, оборудованный чуть дальше. Поднявшись на насыпь строившегося моста, я сделал кадрик Ермаковской ГРЭС, чтобы прикрепить его потом через «Панорамио» к спутниковым картам «Планеты Земля», и спустился к железной дороге.
Однопуточка, шедшая от Разъезда Бастау, называвшегося когда-то Входным, вела теперь не только до Ермака, а аж до Жана-Семея. До станции Ермак-Грузовой, переименованной теперь в Аксу-2, она стала электрифицированной. Достройка железки до Дегелена и соединение её у бывших ядерных полигонов с семипалатинской веткой к увеличению движения поездов по ней явно не привела.
Я стоял в ожидании хоть какого-нибудь поезда в любую сторону, когда на ГРЭС вдруг сорвало аварийный клапан парового котла. Душераздирающий грохот разнёсся по всей округе, но секунд через пять так же резко утих. Причём утих не сразу – эхо вернулось раза четыре. Откуда оно отражалось посреди почти голой степи, оставалось только гадать! Тем временем на тропинке, шедшей от автотрассы к посёлку за моей спиной, вдруг появился ментяра с папчонкой под мышкой. Я хоть и проторчал в этом месте к тому времени почти час, но ни одного кадра же ещё не сделал, поэтому снова отвернулся в сторону автомобильного переезда. Минут через пять сотрудник МВД переполз, наконец, железнодорожную насыпь. Я обернулся – полицейский недоумённо мазнул по мне взглядом и пошёл себе дальше в сторону Аксу.
В это время шлагбаумы на переезде наконец-то закрылись и вдалеке между опорами строившегося моста показался силуэт идущего локомотива. Красно-синий электровоз экибастузского депо с составом полувагонов с углём для ГРЭС проскрежетал тормозами мимо меня и аккуратно затянул состав на станцию. Кадрик получился так себе: он шёл против солнца. Но других поездов всё равно так и не было.
Покрутившись около насыпи ещё с полчасика, я решил поехать в город на станцию Аксу-1. Автобусы третьего маршрута из Ермака в посёлок ГРЭС ходили, как и прежде. Только уже не «Икарусы», а «Вольво», правда, тоже с «гармошками» – в рабочие дни народу на ГРЭС ездило много. Но этот день был выходной: полупустой автобус прошелестел в сторону посёлка ГРЭС, и я приготовился ждать его возвращения минут двадцать. Маршрутки из Павлодара, даже высадившие часть своих пассажиров у поворота в посёлок, на остановке «ГРЭСстрой», у павильончика которой я притулился, почему-то не останавливались. Тем более я удивился, когда рядом со мною тормознул какой-то пожилой дяденька на «Ауди»: «В город? Садись, подвезу!» Меня совершенно бесплатно подбросили на шесть километров до Ермака и высадили в самом центре города.
Я побрёл по главной улице в сторону железнодорожного вокзала. Естественно, что за столько лет «капитализма» городок изменился до неузнаваемости. Все магазины, по которым мы с Саматом бродили в советские времена, превратились теперь в банальные барахолки и базарчики. Таким же «супермаркетом» стала теперь и столовая, в которой ровно 10 лет назад бывший начальник экибастузского диспетчерского центра Андрюха Онищенко, эмигрировавший теперь в другую страну, угощал на обратной дороге с завода «АЗФ» меня и юриста Нурлика Жетписова вкуснячим борщом...
Когда я добрался до железнодорожной станции в Ермаке, называвшейся теперь Аксу-1, оказалось, что автовокзала, располагавшегося всю жизнь прямо рядом с ней, больше там нет! Точнее, само здание автовокзала стояло на прежнем месте, только в нём теперь были паспортный стол, БТИ и целая куча подобных учреждений Министерства Юстиции. Вокзал был совершенно пуст, ни единого человека или поезда, пусть даже и грузового. А сразу за пустырём, на котором когда-то приземлялись павлодарские рейсовые «кукурузники», теперь выросло несколько девятиэтажек. Кондукторша третьего автобуса, стоявшего на конечной у вокзала, выпала в осадок, когда я спросил у неё, откуда теперь ходят автобусы на Павлодар:
– Вы сколько лет здесь не были?!!
– Десять.
Видимо подумав, что я жил здесь раньше, тётенька начала мне объяснять расположение новой автостанции по другим городским объектам. Но я этого города так досконально и раньше не знал, поэтому в конце концов нужную остановку она милостиво согласилась подсказать мне на месте.
Подсказала.
Оказалось, что мужик, вёзший меня на машинке от «ГРЭСстроя», почти возле неё и высаживал! Я понёсся к маршруткам. Ермаковская автостанция отправляла рейсы точно так же, как и павлодарский вокзал, по мере заполнения. Отличие состояло в том, что зашедшая в салон кондукторша деньги за проезд с пассажиров собрала, но билетов никаких не выдала. Не знаю уж, как воевали с нею командированные, но мне сейчас билет и не был нужен...
Микроавтобус «Мерседес» доставил нас к павлодарскому вокзалу минут за сорок. Я зашёл в супермаркет, набрал разных вкусных сладостей и остаток вечера скоротал, разговаривая о том, о сём с тётей Светой – возвращение охотников ожидалось только завтра...
Утром 1 сентября, на третий день праздников, я уезжал в Экибастуз. Там меня уже ждала Асима Магруповна, а Рашит должен был заехать за нами к вечеру, чтобы уже всем вместе возвращаться в Астану. Билет на самый первый автобусный рейс, отправлявшийся туда в семь утра, я взял заранее, при этом кассирша павлодарского автовокзала была крайне удивлена тем, что у неё берут билеты в Экибас аж за двое суток! На половину седьмого утра я вызвал себе такси (в человеческом цивилизованном городе Павлодаре и это стоило на порядок дешевле, чем в Астане) и, пока оно ехало к нам, тётечка Света напоила меня горячим крепчайшим чаем...
Видимо, это меня и «подкосило». Сев в автобус – на редкость законопаченно-душный трёхмостовой «Вольво», я буквально через десять минут почувствовал себя плохо: «мотор», похоже, уже допрыгивал до моего мозжечка! Мне казалось, что ещё чуть-чуть, и моё сердечко проломит мне верхушку черепушки и выскочит наружу!!! Впрочем, пакетик необходимых таблеток вместе с запястным тонометром у меня при себе был, но воспользоваться тонометром было нереально – хитрый японский приборчик ловил не мой пульс, а все ямы на трассе. Наглотавшись наугад кордарона и нолипрела, я достал оба носовых платка, которые минут через пятнадцать стали мокрыми насквозь...
«Вольво» между тем проскочил Ленинский, водилы и не подумали включить вентиляцию (им-то что – возле них окошко было открыто!), зато почти сразу под потолком заработал «видик», на котором они включили российский сериал «Атаман». Навоевавшийся в Чечне подполковник вышел в отставку и вернулся в свою родную кубанскую станицу, где вдруг вскоре оказались те же самые чеченцы, с кем он недавно воевал в другом месте.
Подполковник, по которому до сих пор сохли все его бывшие одноклассницы, сколотил себе компашку из их уже взрослых сыновьёв и начал воевать за светлое будущее своего посёлка со всеми подряд – бандитами, чеченцами, продажными ментами и прочими... Кино – оно и есть кино: хорошие парни вегда побеждают плохих везде, кроме девятичасовых новостей...
«Кинопорядчика» Юрия Гладильщикова из существовавшего в то время журнала «Русский Newsweek» из меня всё равно бы не получилось: я не фанат киноискусства, вдобавок чем кончился этот сериал, узнать так и не удалось – наш автобус прибыл в славный город Экибастуз. Водители сказали, что стоянка автобуса в Экибасе будет сорок пять минут, и я искренне пожалел тех, кому предстояло ехать дальше. По ходу оказалось, что автобус этот хоть и шёл дальше в Караганду, но ехал каким-то на редкость «кривым» маршрутом: не через Чидерты и Молодёжный, а через Экибастуз, Баян-Аул и Ульяновский. Они мало того, что уже отмотали почти сотню лишних километров, так ещё и продолжали маяться на длинных стоянках этого рейса...
Я собирался сначала пройтись с фотоаппаратом по перронам Экибастуза-1, а уже потом позвонить Магруповне. Но Асима позвонила мне сама: «Приехал? Щас буду!» Я не успел докурить сигаретку, когда возле автовокзала лихо, подняв облако пыли, тормознула её тёмно-красная «праворукая" «Калдина». Мы понеслись по городу.
Первым делом я попросил Магруповну завернуть к конечной дизель-поездов на станции Городская-А. И тут оказалось, что эти дизеля больше не ходят! Их заменили автобусами, а мои кадрики трёхлетней давности с этими поездами с плёнки, конфискованной сотрудниками местного ГУВД и возвращённой мне друзьями Геннадьича обратно, уже стали историческими!
Первое сентября – город отмечал День Знаний, по улицам ходили расфуфыренные школьники, а водители ездили со скоростью не больше сорока, и с включённым дальним светом, за чем зорко следило всё местное ГАИ в своём самом полном составе. Магруповна какими-то тайными тропками прокралась на «Калдине» к офису своего супруга и взяла у него талончик на бензин. Мы помчались в сторону Экибастуза-2.
Левее моста автотрассы, шедшей в аэропорт, располагалось построенное там ещё в середине восьмидесятых годов прошлого века депо для пригородных дизелей и электричек. Попасть туда я мечтал давно, но три года назад, выйдя из Экибастузского ГУВД, соваться в него после этого не рискнул. Магруповне было проще: её сестру, достаточно большую начальницу на Экибастузе-2, там знала каждая собака. Поэтому госпожа Бощаева, лихо подрулив к административному корпусу, моментально уболтала пареньков-охранников этого депо пропустить нас на территорию.
Моя челюсть, падая, звонко клацнула о ближайший рельс.
В главном ремонтном ангаре ничего интересного не было, а вот во дворе за ним я, на радость всей «Фотогалерее «Паровоза», тут же отснял пару десятков весьма нестыдных кадриков. Больше всего меня поразил там дизель-поезд ДР1А-206, стоявший на одном из путей с развороченной мордашкой. Это была историческая машина: на ней в присутствии Президента страны в 2001 году открывали движение по свежепостроенной линии от Ермака до бывших ядерных полигонов. Мужики из числа работников депо хоть и придавили на нас «косяка», но особо возбухать не стали. Впрочем, мы там долго не задержались, и минут через двадцать «Калдина» полетела на ту сторону станции Экибастуз-2, которая была за мостом.
Здесь я оказался впервые. На тракционных путях за станционными постройками стояла парочка «минуглепромовских» тепловозов с составами порожних полувагонов, готовых к отправлению на «Богатырскую». Я сделал и такой кадрик. Асима развернула машинку, и мы понеслись на «Богатырь».
Пропуск на разрез у Магруповны был оформлен заранее, и на КПП нас не задержали. Обогнув по дороге здание администрации «Богатыря» и огромное депо для их «ОПЭшек», мы повернули вправо и вскоре оказались у новой смотровой площадки на самом краю угольной «ямы», оборудованной теперь трёхэтажной вышкой с балконами и лестницами и двумя вертолётными площадками для доставки сюда самого высокого начальства. Старая смотровая площадка была раньше совсем в другом месте...
Я пожалел, что у меня к моей «Соньке» нет объектива-длиннофокусника. Впрочем, впечатлений мне хватило и без него. Тем более, когда рядом была Магруповна, отработавшая здесь столько лет и рассказывавшая об этой яме такие вещи, какие не прочтёшь ни в одной «Википедии».
Через полчаса мы были обратно в городе, в который постепенно проникала таки цивилизация! На бывшем пустыре возле гостиницы «Экибастуз" красовался теперь новёхонький торговый центр, облепленный со всех сторон летними площадками кафешников. Это тебе не пустырь с одиноко стоящей посреди него автоцистерной-прицепом, из которой наливали в кое-как помытые стеклянные кружки пиво с мыльным привкусом...
Хозяином кафешника, в который меня привезла Асима, был знаменитый спортсмен-марафонец Марат Жыланбаев, оббежавший все пустыни планеты. Муж Магруповны Нурлан уже тоже был там – к нему приехал старый друг из Павлодара. Мы спрятались под разноцветным зонтиком от ярчайшего солнца, и первым делом передо мною появился бокалище холодного «Павлодарского».
Это был почти оргазм...
Чуть позже появились манты и водочка. Правда, мы с Асимой там долго не засиделись – мне очень хотелось прокатиться и до ГРЭС-2. Для такой машины, как у неё, и тем более для такой лихой шофёрши сорок километров не были расстоянием! Мы обернулись туда-обратно за полтора часа. Я хоть и не увидел ни одного поезда на ГРЭСовской линии, зато отснял с десяток других кадриков – с до боли знакомыми ландшафтными видами... А когда мы вернулись, всем за нашим столиком было уже совсем хорошо.
Через полтора часа появился из Павлодара Рашит и мы двинули в обратную дорогу. С Асимой в Астану поехала ещё и её сестрёнка, поэтому в обратной дороге было весело. В десятом часу вечера Рашит лихо залетел в Новую Столицу Евразии. Мы сначала отвезли домой наших барышень, а потом поехали домой и сами. Через гастроном...