144. ИГРА В «УСПЕВАЛКИ»

На север Казахстана мы ехали из своей Южной Столицы долго. «Форестер» был загружен под завязку: я, Амир, двое сыновей моего одноклассника и куча багажа. Пока поснимали паровозики в Чиганаке, потом в Темиртау, уже глубокой ночью завезли Антошку и Саньку к их бабушке в Ерментау, а после этого решили поснимать весь утренний гурт общественного транспорта Степногорска...

Наевшись у Вовкиной тёщи Верочки Игнатьевны пельменей с чаем, мы, едва рассвело, заправились на ерёминском «Гелиосе» и покатили сначала в сторону Астаны. Дорога на Степногорск начиналась километрах в двадцати от Ерёмы, в поселке на станции Тургай. По этой дороге мы как-то, восемнадцать лет назад, уже ехали с дальнобойщиком Кольком на «КамАЗе» с прицепом – откуда я, собственно, её и знал.

На тургайской развилке мы повернули направо. Изрядно потёртый дорожный указатель любезно сообщил нам, что эта трасса называется «Макинск – Тургай», и даже обслуживается каким-то акмолинским дорожным управлением. Изрядно порыжевший асфальт на улицах станционного посёлка был в совершенно жутких ямах, но что началось потом...

Потом оказалось, что сразу за станцией Тургай этой дороги по факту больше не было! А ведь когда-то давно мы по ней ехали без проблем и довольно быстро – насколько позволяла нам тогдашняя кустанайская лайба с прицепом... Похоже, что асфальт с того самого 1994 года и не перекладывали ни разу! Его выцветшие остатки возвышались местами над развороченной насыпью, как сталагмиты в пещерах.

Совершенно удивлённый, я лавировал между этих «сталагмитов», понимая, что такими темпами мы к самому пику степногорского движняка, между семью и восемью часами утра, не успеем! Но спустя пару километров я вдруг увидел грузовую «Газель», бежавшую под откосом по хорошо укатанной степной грунтовке! Нашли, где спуститься на неё, и сразу поехали заметно быстрее.

Километров через пять эта грунтовка почти внезапно изменила направление и стала удаляться от «сталагмитовой» трассы. Скрепя сердце, вернулись, но асфальт вдруг стал становиться ровнее и ровнее! Ближе к Селетинскому водохранилищу дорога пошла почти без ям, мы полетели почти под стольник и успели таки к половине восьмого на самый пик утренних пассажирских перевозок из Степногорска в промзону, пролетев сто восемнадцать километров за примерно полтора часа.

Степногорские «мотаньки» – бывшие московские электрички «ЭР22» – оказались к нашей радости ещё живы. Но укороченными ещё на один моторный вагон каждая – два моторных вагончика везли теперь между собой четыре прицепных, хотя в нормальной электричке моторных и прицепных вагонов должно быть поровну. «Мотанек» перекрасили из зелёного в синий цвет, но настолько как попало, что мне даже стало жалко эти несчастные электропоезда...

Зато порадовали автобусы «Степногорскавтотранса»: таким количеством сочленённых автобусов, с «гармошками», наша Алма-Ата похвастаться уже давно не могла. Проскочили в город, у автовокзала оказалось всё перекопано – теплотехники праздновали свою победу над уличным асфальтом не только в Алма-Ате!

С момента отъезда из Алма-Аты прошло больше суток, когда мы с Амиром добрались после утреннего вояжа по бывшему закрытому городу до Щучинска, уже совершенно не в силах рулить дальше. Поехали по этому городку в поисках гостиницы, одну из которых и нашли вскоре в скромненьком переулочке за местным вокзалом. Отнюдь не шикарное заведение находилось в стадии вялотекущей реконструкции своего фасада, и до «ресёпшена» пришлось пробираться сквозь бригаду работяг, колдовавших в будущем холле над несколькими огромными листами гипсокартона. Администраторша вдруг зарядила нам за одноместки такие цены, как будто это был, как минимум, «Риксос-отель Астана»! Развернулись, поехали обратно к вокзалу.

Горстка местных таксистов показала нам привокзальный столб, на котором висело объявление о сдаче жилья. Позвонили. Милая тётенька предложила нам по телефону двухкомнатную квартиру в самом центре Щучинска, по цене в сутки почти вдвое меньшей, чем один одноместный номер гостиницы! Чуть дешевле пятидесяти долларов. Плита, кастрюли, чайник, посуда, бойлер, ванная, душ, диван, две кровати, шикарный телевизор с кабельными каналами, городской телефон. Ну что: обед, два часа дня, глазки катастрофически слипаются – упали спать...

Мы хотели снять пущенный недавно поезд «Тальго» из Петропавловска в Алма-Ату, когда он с севера до Кокчетава-1 идёт не под проводами контактной сети – «испанца» на такой неэлектрифицированный путь у нас запустили впервые. Амирка разбудил меня в пять вечера, когда до прибытия этого поезда в Кокчетав оставалось два часа. Предварительно, ещё дома, посмотрели по спутниковым картам красивые места – Алексеевка подходила вполне.

Я рванул по убитым улицам Щучинска, пытаясь найти улицу, по которой катался тут несколько лет назад восьмого марта в «ПАЗике» пятого маршрута. Улица вроде бы должна была идти заасфальтированной, и выходить к переезду, с которого можно было быстро попасть на трассу в сторону Кокчетава. Но большинство улиц этого городка, кроме самых центральных, асфальта, по всей видимости, вообще никогда не знало. Добравшись по жутким пыльным буеракам почти до железной дороги, но так и не увидев этого переезда, я был вынужден поворачивать оглобли, делая изрядный крюк к тому мосту, с которого все выезжали на Астану.

Потеряли сорок драгоценных минут.

Дорога, правда, хоть и сужалась возле Щучинска с шести полос до четырёх, теряя статус единственной к тому моменту на весь Казахстан «зелёной» автомагистрали, тем не менее продолжалась дальше ничуть не хуже, и до развилки перед въездом в Кокчетав мы доскакали всего-то за каких-то полчаса, изрядно воспрянув духом.

Нам нужно было проехать весь областной центр и потом прошлёпать ещё километров тридцать на север. Дорога от развилки налево шла в город. Но мы подумали, что это будет долгая песня, и повернули направо, под указатели «Петропавловск» и «Омск». Через несколько километров справа показался кокчетавский аэропорт. Вдоль сетчатого забора стояло несколько очень вкусных самолётиков «Як-40» – ручонки сами собой тянулись к фотику, перестегнуть вместо обычного объектива телевик. Но «Тальго» ждало нас, и тут я начал вспоминать увиденные перед этим спутниковые снимки. Внутри аж похолодело – внезапно всплыло, что аэропорт-то этот находится очень далеко к востоку от города!

Выскочили на свежеасфальтированное шоссе. Петропавловск? Влево. Дорога должна была упереться в виденную мной когда-то с поезда кольцевую развязку перед Чаглинкой. Промелькнули указатели «Объезд» вправо и влево, но шоссе продолжалось дальше – объезд чего? Примерно через километр сначала кончился асфальт, затем впереди возникли бетонные блоки. Машинки разъезжались вправо-влево – три русских слова, и я свернул вправо.

Пыльная бугристая улица вскоре вывела ко всем трём линиям железки, шедшим с Кокчетава-1 на Карагай, Чаглинку и Кокчетав-2. Я надеялся, что попаду на Кокчетав-2, или будет переезд или тоннельчик под рельсы влево, но вскоре упёрся в тупик у въезда на какую-то нефтебазу. Направо, улица мимо двухэтажных коттеджей – асфальта, похоже, тут никогда и не было – ещё раз направо, и я снова оказался перед бетонными блоками поперёк трассы. Прямо через трассу, Амир включил GPS-навигатор в смартфоне – в жуткой пробке мы кое-как добрались до моста через рельсы, который был сразу за станцией Кокчетав-1 в сторону Борового.

Разобравшись по смартфонному навигатору в лабиринте кокчетавских переулков, мы оказались таки на самой главной здешней улице – Горького. Повернули по ней направо, к выезду из города на Петропавловск. Что такое «зелёная волна», местное ГАИ, по всей видимости, вообще никогда не слышало – пока проехали весь город, мы отстояли минимум по минуте на каждом светофоре, расположенном вдоль этой главной улицы. Выскочили на окраину города. Над нею на бывшем кольце увидели, что мост вместо бывшей кольцевой развязки, к которому вело шоссе, перегороженное бетонными блоками, ещё на целый пролёт недостроен. Обсыпанные с ног до головы тоннами пыли, вздымаемой сотнями встречных и попутных китайских самосвалов, мы вдруг оказались на почти ровной и гладкой петропавловской трассе!

Топи себе и топи до Алексеевки, но до поезда оставалось всего пятнадцать минут! Я едва успел проскочить мимо Чаглинки и сунулся в первый же поворот направо, никаким краем не обозначенный на карте навигатора в амиркином смартфоне. Пыльная грунтовая дорога, тоже забитая китайскими самосвалами, шла через железнодорожный переезд к какому-то новому зерновому терминалу. Ну этакий суррогат с несколькими цилиндрами из гофрированной нержавейки типа нефтебазы, наспех воздвигнутый вместо старых советских суровых громадин-элеваторов. Переезд уже был закрыт. За очередным грузовиком я остановился, крикнув Амиру: «Беги, снимай, он уже где-то рядом!»

Я не мог выскочить из машины и оставить её – этого бы никто на дороге не понял! Только Амир оббежал два самосвала, как из-за кустарника, насаженного вдоль железки, вдруг выскочил на приличной скорости до боли знакомый бывший аягузский тепловоз «ТЭП70» с этим самым поездом, и Амир щёлкнул таки его в самый последний момент! Водила ближайшего самосвала участливо и с улыбкой спросил его: «УСПЕЛ?!?»

Успел... Вернулись на трассу, вскоре заехали обратно в Кокчетав, быстренько в два фотика распугали все маршрутные автобусы в Васильковском микрорайоне, среди которых нашлась даже парочка антикварных «ЛиАЗов-677», и закусили всю нашу фотоохоту в шикарном корейском кафе по улице Горького, почему-то напрочь игнорировавшемся местным населением. На прощанье мы подошли на кокчетавской улице к хлебному киоску. Амир подумал, что цены в нём указаны в российских рублях – настолько дешёвых сдобных булочек, всего по 22-00 (тенге!) за штуку, в нашей Алма-Ате уже давно не продавали...

Спустя два месяца мы мчались по трассе на Усть-Каменогорск с Игорьком Жгутовым, рассчитывая по дороге на глобальную фотоохоту в Восточно-Казахстанской области застать у станции Сайкан пригородный поезд Достык – Актогай. Времени до прохода этого состава у нас было с изрядным запасом – даже не дёргались. Поэтому, проезжая Талды-Курган, мы завернули там в филиал моей страховой компании, чтобы сделать Игорю временную страховку ОСАГО. Без второго пилота в такой дальней дороге было очень тяжело.

Вкуснейшие девочки (где только все страховые компании таких находят?!?) тут же взялись изготовить нам за умеренную плату сей документ, но у них вдруг не заладилось. На суровое сражение интеллектов блондинок с программными продуктами имени Билла Гейтса можно было смотреть бесконечно, но нас уже начало не на шутку поджимать по времени! Через почти два часа вдруг выяснилось, что компьютер не может отпечатать бланк потому, что просто на ХАБе у пола, видимо после рьяной уборки, отошла клемма сетевого кабеля...

Мы выскочили на трассу. Первые полтора десятка километров автодороги дальше на север, до местных аэропорта и кладбищ, были шикарные, но дальше началась узенькая и крайне неровная асфальтовая полоска, на которой больше ста километров в час ну что-то совсем не получалось. Мало того, что я ехал по этой дороге, севернее Талдыка, вообще первый раз в жизни – ещё и утомляли частые населённые пункты, по которым плелось еле-еле. Милые тётеньки с вёдрами яблок, стайки школьников и прочий талдыкурганский осенний антураж.

Но вскоре оказалось даже хорошо, что мы ехали еле-еле! Проезжая очередную деревню, я настроил круиз-контроль на что-то чуть больше пятидесяти, когда вдруг увидел резко перемещавшуюся чёрную тень слева. По сельской улице наперерез моей машинке резво нёсся тёмный бычок приличных размеров! Крутить руль было некуда – справа стояла столбосятина – и я просто вдарил по тормозам. Испугавшийся бычок рванул влево, едва чиркнув рожонком по левому переднему крылу «Субарика», и почти воткнулся в радиатор встречной машины – жалко, что та не сбила его насмерть! Как я ненавижу пастухов, когда вокруг на десятки километров раскинулась Великая Казахская Степь, но коровы пасутся почему-то именно на шоссе... Бензином, как в том мультфильме, потом не доятся?!?

Вверх-вниз, вправо-влево, вверх-вниз, вправо-влево – дорога бежала вдоль подножия горного хребта. Иногда попадались и совершенно отпадные по своей красоте места – чего только стоила плотина на реке Лепсы! Интересно, вода сильно холодная? Но останавливаться было некогда – достыкский «скорый» уже подходил к Бесколю.

По дороге я рассказывал Игорю, как мы однажды гонялись с Саней Залесским за тепловозом. Выехав на его «Тойоте-Матриксе» из Сарыозека в сторону Алма-Аты, мы сразу за Досом увидели одинокий локомотив «2ТЭ10У», достаточно быстро убегавший от нас под горку. Фотоохота в тот день первые часа три не ладилась, на флэшках было всего по две картинки: одинокая залётная матайская маневрушка на досовских петлях и отправлявшийся из Сары-Озека грузовой с американско-астанинским «Эволюшеном».

Догна-а-ать!!!

«Матрикс» – это же не мой тогдашний старенький «Субарик-Легаси»! Санёк сначала притопил под полторы сотни на трассе, долетел до поворота на Малай-Сары, на одном дыхании перемахнул через бугорок съезда и полетел девяносто километров в час по щебёночному грейдеру! Внушило! Едва мы долетели до 1519-го пикета и вытащили фотики, как из-за глиняного кавальера вылетел этот самый тепловоз и даже продудел нам что-то приветственное...

А пока что мы дошлёпали до поворота на Учарал, заправились и свернули на Аягуз. Пригородный, который мы хотели снять, уже прошёл – опоздали, блин, учитывая расстояние почти в шестьсот км, на какие-то ну уж совсем обидные двадцать минут! Дорога вдруг пошла абсолютно прямая и достаточно ровная. Я нажал на педальку – мой «Форестер» легко побежал сто двадцать. Игорь смотрел вправо: вдалеке была видна железнодорожная станция, мы приближались к достыкской линии под каким-то острым углом, а на станции явно что-то зеленело.

«Это же «ведро»! – вдруг завопил Жгутов! Ну хоть что-то поймать на этой линии, с которой почти не было снимков, пусть даже и не пригородный? Я надавил педальку сильнее. «Субарик» полетел сто сорок. Издевательство над полноприводной машинкой, конечно, но двадцать-то километров до Сайкана она, бедненькая, должна была выдержать?!?

Перед сайканским мостом мы слетели с трассы вправо и остановились перед распаханной противопожарной полосой. Схватив приёмник и фотики, помчались через невысокие заросли саксаула к железнодорожной линии. На Сайкане, чуть видимом нам из-под моста, вдруг началось какое-то шевеление – пришёл грузовой из Актогая и встал под обгон. В этот момент в приёмнике началось: какой-то «...сот тридцатый» отправляли с предыдущей станции. Мы не поняли сначала, что это, но принялись ждать.

Вскоре со стороны Бесколя и вправду показался зелёненький «2ТЭ10М». Он потихоньку увеличивался, и постепенно за ним стало видно два пассажирских вагончика! Это и был тот самый пригородный!!! Есть Всевышний на небе, который слышит наши молитвы: пригородный поезд Достык – Актогай, к прибытию которого в Сайкан мы опоздали на двадцать минут, опоздал от своего расписания на час-двадцать!

 
Следующая страница
 
На главную
 
Hosted by uCoz