97. «ПИРОЖКОВОЗ»

Мой друг Мукаш жил почти в трёхстах километрах от Алма-Аты, в посёлке Акжар, расположенном на самом берегу реки Или, у второго моста через эту речку, некогда построенным за Баканасом аж самим Динмухамедом Ахмедовичем Кунаевым.!

Маке служил когда-то в аэропорту Баканаса, обслуживая залетавшие туда по несколько раз в день «кукурузники». СССР развалился, «кукурузники» кончились, аэропорт закрылся, и Маке, несмотря на своё мусульманское вероисповедание, занялся разведением свиней для продажи их мяса на городских базарах. Тем же занялись и многие другие казахи в Алма-Атинской области, и даже новое название придумали: уже не «шошқа» (свинья), а «ақ қой» (белая овца)!!

Используя все свои знакомства с районным начальством, он оформил себе крестьянское хозяйство, взял туда своих родственников и смог получить в свою собственность бывшую животноводческую ферму, столовую и 2 гектара земли.

Столовая стояла в самом центре Акжара и была оборудована внутри по самому последнему слову советской кулинарной техники. Но открывать её смысла не было из-за отсутствия клиентов. Поэтому Маке разбил на своих гектарах огород с луком, картошкой, арбузами и дынями. Кроме этого он иногда брал в лесничестве разрешение и пилил старый саксаул для продажи, а на дальней ферме, которая была аж в 22-х километрах от его дома, развёл стадо в полсотни свиней. У себя в посёлке он их не держал! Там у него был дежурный, который кормил этих хрюшек, там же их периодически резали, туда же вызывали местного ветеринара, и прямо оттуда мясо увозили на базар в Алма-Ату.!

Дальняя зимовка с фермой называлась «Қараторáңғы». Это было название очень редкого дерева, попадавшегося среди зарослей саксаула в этих местах. Оно было похоже на осину, но с жёлто-коричневым стволом и зубчатыми листьями, чем-то похожими на тополиные, но не совсем такими. Во всём Акшийском лесничестве таких деревьев росло не так уж и много и они были занесены в Красную Книгу. В зарослях саксаула вокруг фермы во множестве водились настоящие живые фазаны, зайцы, лисы, а по ночам даже выли где-то волки...

Повозившись два или три года с этими свиньями, Маке чуть не разорился на покупке комбикорма для них – дорого стало! – и решил с этим делом завязать. Он вдруг устроился в самой Алма-Ате на работу в какую-то строительную фирму, и ему там выделили «пирожковоз» для доставки всяких стройматериалов на свои объекты. Маке сначала пожил у меня, потом понасобирал денег у всей своей родни и купил небольшой домик в Дмитриевке, куда и стал потихоньку перебираться.

Муканыч каким-то субботним утром отпросился вместе с этой машиной со своей работы: «Поехали в Акжар! Выходные проведём там сами, а в понедельник туда на два дня моё новое начальство приедет в гости!» Поехали, конечно, какой базар?!! Семья у Маке была большая, четверо сыновей, поэтому мы смотались на «оптовку», набрали несколько мешков муки и сахара, чай, маргарин «Раму», несколько килограмм конфет и всякое другое – водочки, разумеется, не забыли! – и в обед отправились.

Тяжело гружёный, наш пикапчик бежал себе по трассе ни шатко, ни валко. Маке не преминул остановиться у своей любимой, самой дешёвой во всей округе автозаправке у моста через речку Каскеленку. Заехали в Капчагай – там жила родная младшая сестра Мукаша – обалденно красивая молодая одинокая мама с ребёнком. Нас напоили чаем, Маке быстренько развёл там какие-то свои дела, и мы поехали дальше.

Как только мы свернули с талдыкурганской трассы на баканасскую, Маке остановил машину, велел мне садиться за руль и ехать дальше самому. У меня-то прав никогда в жизни не было, а научиться водить машину очень хотелось, но я не знал, смогу ли я вертеть баранку после глазной операции. Ну и что же?!! Катался же я как-то на грузовиках у центрального кента Вити в джезказганском стройотряде! Сел за руль и поехал.

Страшно было: асфальт был весь в выбоинах, но где-то минут через пять я уже приловчился их объезжать, набрал скоростёнку под 70, и более или менее ровно поехал. Но стоило мне хоть чуть-чуть оторвать взгляд от дороги, как машина начинала уходить влево – то ли у неё такое «развал-схождение» было, то ли я сам так ей руль крутил...

И первый раз я покрылся холодным потом, когда маячивший впереди меня на беленькой «шестёрке» мужик вдруг остановился почти посреди дороги, вышел из машины и оставил свою дверь открытой! Трасса была довольно узкой, я сбросил скорость и начал объезжать его всё левее и левее, пока окончательно не выехал на щебёнку обочины – я не мог понять, насколько мне нужно взять влево, чтобы не зацепить эту проклятую дверь! Мужик высунулся из-за правого переднего колеса, где что-то смотрел, и проводил меня самым удивлённым взглядом. Он бы ещё больше удивился, если б знал, кто сидит за рулём!

Минут через десять мне навстречу вылетел ярко-серебристый «очкастый» Мерседес. Этот орёл пёр по убитой трассе минимум под 150, и я видел, как сильно его мотает из стороны в сторону. А самое главное, что этот чудак нёсся по самой середине дороги и, как бы, и не думал взять хоть чуть-чуть правее! Я стал прижиматься вправо, вскоре опять оказался на обочине, и в тот момент, когда «мерс» пролетал мимо меня, попал правым передним колесом в огромную лужу. Мою машину резко подкинуло вверх, Маке чуть не умер от страха, но на дороге я всё же каким-то образом удержался и вскоре обратно катил по асфальту.

Последним моим испытанием стал узенький мостик через какой-то ручеёк. Так получилось, что точно на его середине я встретился с огромным автобусом – баканасский рейсовый «длинный ЛАЗ» проскочил мимо меня со страшной скоростью, и я даже сам удивился, как не чиркнул по его яркому бело-оранжевому новенькому борту!

Представляю себе, как читая всё это, посмеются настоящие шофера...

Дорога взобралась на малайсаринский перевал, и Маке тормознул меня – под горкой могли стоять менты. Но получилось, что где-то километров семьдесят я всё же сам проехал – впечатления остались на всю оставшуюся жизнь... Маке поехал дальше сам, но в этом месте «ГАИшника» на спуске с горы не оказалось – офицер перебрался за Баканас и тормознул нас уже там. Посмотрел, что у нас в будке, и сразу же отпустил.

Дальше нас остановили мужики на экологическом посту у акжарского моста через реку. Увидев, что номера хоть и городские, но за баранкой сидит свой родной Маке, нас и здесь моментально отпустили. В полседьмого вечера мы заехали в Акжар. Нам мигом накрыли шикарный дастархан, а чуть позже Маке затопил и баньку, стоявшую у него во дворе...

Утром откуда-то приехал младший брат Мукаша Жанат. Маке велел ему водку пока не пить, чтобы к обеду отвезти меня в Баканас до автобуса. А мы сами слегка похмелились, взяли с собою бутылочку, и часа за два до автобуса выехали в райцентр. Тут оказалось, что под утро Жан всё же где-то маханул стопарик, но нам ничего об этом не сказал! Менты, тормознувшие нас при въезде в Баканас, его моментально унюхали. Пришлось солидно «подоиться». Между братанами возникла разборка, а я пока купил себе билетик на автобус. Потом Маке познакомил меня с ещё одним местным пожилым мужиком – он знал почти всех в райцентре, и мы под мои проводы выпили ещё бутылочку.

Автобус попался «самопально» переделанным в междугородный из обычного городского. Салон оказался забит до отказа, но ненадолго – в Бахбахтах и Баканасском вылезло очень много людей, а после Капчагая вообще осталось чуть больше половины салона. А сам Маке вместе со своими шефами заявился в город только к четвергу. Народ остался дико доволен отдыхом в посёлке, и Кожабеков ещё долго крутился по городу на этом самом «пирожковозе»...
 
Следующая страница
 
На главную



Hosted by uCoz